Россия — один из самых привлекательных регионов мира для развития автотуризма, поскольку обладает уникальными природными ресурсами и огромной территорией.
Автотуризм привлекают преимущественно молодых путешественников в возрасте от 30-ти лет и семейных туристов, интересующихся нашей страной, любящих новизну и активный отдых. Классический же караванинг на автодоме пока редкость для россиян. В стране сейчас действуют не более 5 организованных автокемпингов, которые пользуются спросом у россиян и у иностранных туристов и через которые проложены маршруты путешествий по стране. Единственной точкой проката автодомов является Москва.
Медленное развитие караванинга обусловлено следующими причинами:
Отсутствие развитой сети оборудованных автокемпингов и организованных пунктов проката домов на колесах;
Отсутствие качественного придорожного сервиса:
Прокаты автодомов, существующих в Москве недостаточно загружены из-за высокой ценовой политики:
Прокат автодомов и организация автокемпингов развиваются как отдельные направления, слабо пересекаясь друг с другом:
Отсутствие необходимой оперативной информация о состоянии дорог, техническом оснащении стоянок:
Слабо представлены навигационые он-лайн карты;
В регионах и на природных территориях отсутствуют заинтересованные в разработке маршрутов лица;
Отсутствует нормативно-правовая база караванинга. автокемпинга и мест размещения стоянок в особо охраняемых зонах.
Отсутствует программа популяризации автотуризма и караванинга.
Цели проекта «Путешествуй в своём доме»
Основная цель: Создание экосистемы организованного автотуризма и караванинга для развития и популяризации внутреннего и въездного туризма в России.
Ключевые организационные цели:
Создание единого оператора по развитию атвотуризма и караванинга;
Создание и развитие пунктов проката автодомов в России;
Разработка стандартов организации маршрутов и функционирования сети автокемпингов;
Развитие внутреннего рынка производства и обслуживания автодомов;
Создание и развитие инфраструктуры для автотуризма и караванинга (стоянки, придорожный сервис, навигация. ТИЦ и др.).
Ключевые законодательные цели:
Разработка и внесение необходимых поправок в законодательную базу регулирующую сферу автотуризма и «караванинга»;
Разработка и внесение изменений в законодательную базу по размещению автокемпингов вблизи городов и на территории особо охраняемых зон и национальных парков.
Ключевые маркетинговые цели:
Разработка и описание подробных маршрутов для автопутешествий (с описанием возможностей автокемпингов, достопримечательностей территорий, придорожной и городской инфраструктуры, заправок, стоянок и пр);
Разработка интерактивной карты маршрутов для автопутешествий.
Суть проекта «Путешествуй в своём доме»
Разработка и популяризация полноценного туристского продукта для автопутешественников и караванеров в сфере внутреннего и въездного туризма, соответствующего международным стандартам и включающего в себя:
Туристский маршрут, проходящий по привлекательным природным, культурным, историческим территориям;
Приобретение автодома с желаемым уровнем комплектации и комфорта (покупка, аренда);
Гарантированный сервис и обеспечение безопасности по всему маршруту путешествия и в автокемпинге;
Выбор целевой аудитории (семейный, молодежный, корпоративный).
Анализ существующего рынка
По мнению Ростуризма, автотуризм — одно из перспективных направлений развития внутреннего и въездного туризма.
По данным исследований Аналитического центра «Национальное агентство финансовых исследований», проведенного в 2020 году «41 % российских туристов в летнем отпускном сезоне планировали путешествовать на автомобиле». Доля автопутешествий по внутри российским направлениям уже сейчас составляет ежегодно 10-15%. Но, тем не менее, автомобильный туризм в данный момент занимает всего 1% в структуре внутреннего российского турпотока Наибольшей популярностью пользуются автопутешествия от 10-14 дней Наиболее популярное направление — путешествие к морскому побережью Краснодарского края и Крыма и туристский маршрут «Золотое кольцо России».
Перспективными территориями для развития автотуризма и караванинга могут стать также Западная Сибирь. Алтай и озеро Байкал. Сложность развития этих направлений заключается в полном отсутствии автокемпингов и стоянок для автотуристов.
Преимущества развития въездного автотуризма и караванинга в России очевидны, так как страна имеет значительный природно-экологическии. историке — культурный и рекреационный»потенциал Только в Европе насчитывается более 5 5 млн. караванеров.
На данный момент благодаря Федеральным целевым программам в России созданы автотуристические кластеры в четырех регионах страны «Кяхта». «Байкальский» и «Тункинская долина» в республике Бурятия. «Всплеск» в Ростовской области, «Золотые ворота» в Алтайском крае и «Задонщина* в Липецкой области. В нескольких муниципальных районах Пензенской области вблизи федеральной трассы Ms «Москва — Челябинск», планируется строительство современного кемпинга.
Автотуристы и караванеры потенциально могут вносить серьезный вклад в экономику не меньше, чем классические туристы, так как платят за бензин, автокемпинги, питание, посещение культурных и исторических объектов и. тем самым, помогают развитию экономики городов и удаленных территорий.
Ключевые результаты проекта «Путешествуй в своём доме»
Разработанные и описанные безопасные туристские маршруты для автотуризма и караванинга по географическим направлениям;
Созданные и оборудованные по международным стандартам автокемпинги по следующим направлениям:— «Морское побережье» — Сочи, Анапа, Геленджик, Крым,. Каспийское море;
— «Горные вершины» — Красная Поляна, Архыз, Домбай, Эльбрус, Дербент.Сулакский каньон;
— «Золотое кольцо России»;
— «Байкал и Саяны» — Иркутск, Красноярск, Республика Хакасия;
— «Сибирские тайны» — Алтай. Телецкое озеро, Белуха, Катунский заповедник;
— «Пересекая материк» — от Москвы до Дальнего Востока или Камчатки.
Развитие сети прокатов автодомов с возможностью получения/сдачи автомобиля в любом регионе на оборудованных стоянках и автокемпингах;
Производство автодомов под спрос (климатические характеристики, комфортность, количество человек, возрастные характеристики) на базе существующего автопрома;
Создание программы популяризации и развития автотуризма в России;
Создание интерактивной карты по туристским маршрутам.
Новизна идеи проекта «Путешествуй в своём доме»
Создание экосистемы автотуризма и караванинга в России, включающей в себя:
Создание единого оператора по развитию и популяризации автотуризма и караванинга;
Создание организованных и безопасных туристких маршрутов для автотуристов и караванеров. путешествующих по России;
Создание организованной российской сети проката автодомов и современных автокемпингов, соответствующих международным стандартам;
Создание навигационной карты для автотуристов и караванеров. путешествующих по России;
Создание событийных мероприятий и маршрутов к ним (по типу популярного фестиваля Burning Man);
Использование в сети прокатов автодома частных владельцев. По типу каршеринга;
Использование ресурса автодомов как недорогое средство размещения в низкий сезон, как дополнительный доход.
Текущая стадия зрелости проекта
Проведены переговоры и выявлены регионы, города и организации, готовые присоединиться к проекту:
Союз городов Золотого кольца России, включающий 9 городов — готов стать партнером проекта по созданию организованных туристких маршрутов и автокемпингов;
Админстрация Иркутской области готова включить маршрут по озеру Байкал в организованные туристские маршруты оказать организационную и информационную поддержку;
Нижегородская область готова включить организованные туристские маршруты в разработку программы посещения Нижнего Новгорода в рамках празднования 8оо-летия города в 2021 году. Администрация г. Нижний Новгород готова стать партнером в подборе и выделении мест для автокемпингов
Краснодарский край Администрация готова оказать организационную и информационную поддержку;
Проведена оценка состояния временных автостоянок на побережье Краснодарского края и республики Крым, готовы к приему автотуристов и караванеров;
Достигнуты договоренности об интеграции с финалистами конкурса АСИ по созданию туристско-рекреационных кластеров и развитию экотуризма в России;
Проведены переговоры и достигнуты договоренности о сотрудничестве с городами в рамках программы ВЭБ «100 городов России».
Матрица ролей ключевых участников
Заказчик: Ростуризм — создание единого оператора по организации и развитию федеральной сети автотуризма и караванинга.
Функциональный заказчик:
Владельцы автодомов;
Автотуристы (иностранцы и российские);
Общественные организации в сфере автотуризма;
Туроператоры и турагентства;
Корпоративные клиенты;
Экспедиционные и транспортные компании;
Заинтересованные стороны:
Региональные и муниципальные органы власти;
Автопроизводители;
Владельцы объектов достопримечательностей в регионах;
Национальные парки и заповедники.
План реализации проекта «Путешествуй в своём доме»
Мероприятие
2021
2022
2023
2024
2025
Создание единого оператора, выбор правовой формы совместно с инвестором
Разработка и описание туристских маршрутов
Разработка и утверждение стандартов работы автокемпингов
Разработка и внесение изменений на законодательном уровне по туризму и караванингу
Развитие сети проката автодомов с возможностью сдачи / получения автомобиля в любом регионе на оборудованных стоянках и автокемпингах
Запуск 5-ти стоянок / автокемпингов на черноморском побережье, 3 на территории Крыма, 3 на Северном Кавказе, 3 по маршруту «Золотое кольцо России», 2 на Байкале и Саянах, 2 на территории Алтая
Создание и оборудование по разработанным стандартам 30-ти автокемпингов
Создание программы популяризации и развития караванинга в России
Производство автодомов под спрос (климатические характеристики, комфортность, количество человек, возрастные характеристики) на базе существующего автопрома
Ресурсное обеспечение проекта
Источники финансирования:
Собственные средства;
Инвестор;
Федеральный, региональный бюджеты.
Команда проекта:
Руководитель проекта — Николаев А.Г.;
Руководитель направлений — Лилеева О.А.;
Региональные эксперты — Сурков А., (Байкал), Колесников И. (Черноморское побережье), Забара О. (Северный Кавказ);
Руководители отраслевых объединений (клубов и общественных организаций автотуризма, караванинга и джипинга);
Региональные представители караванеров;
Владельцы и арендаторы стоянок/автокемпингов;
Эксперты и юристы по созданию законодательных инициатив, обеспечивающих развитие и поддержку автотуризма и караванинга;
Региональные и муниципальные органы власти в части выделения участков под целевое использование.
Основные риски, влияющие на проект и меры реагирования
1. Изменение ситуации в стране из-за пандемии. Автотуризм и караванинг дадут возможности для путешествий с учетом большей самоизоляции туристов, путешествующих индивидуально в своем автодоме.
2. Отсутствие поддержки со стороны федеральных органов власти, курирующих туризм. Включение автотуризма и караванинга в Программу развития туризма России.
3. Состояние автомобильных дорог и придорожного сервиса. Создание туристских маршрутов с учетом состояния дорог и сервиса на первом этапе Внесение стандартных требований к маршрутам для автотуристов и караванеров в Транспортную стратегию России.
4. Отсутствие понимания со стороны региональных и муниципальных властей по целесообразности размещения автокемпингов. Решение вопроса о выделении необходимых площадок для целевого использования на законодательном уровне.
5. Высокая стоимость автодомов для туристов. Увеличение количества пунктов проката автодомов в регионах. Разъяснение экономической выгоды путешествия через популяризацию экономики автотуризма.
6. Обеспечение безопасности автотуристов и караванеров. Включение маршрутов для автотуристов и караванеров и автокемпингов в систему контроля УВД России и регионов.
7. Обеспечение необходимого сервиса на автокемпингах. Создание стандартов работы автокемпингов и их сертификация.
8. Отсутствие информации для автотуристов и караванеров о маршрутах следования. Создание российской интерактивной карты для автопутешествий на нескольких языках.
Ограничения
Посещение только развитых мест отдыха: Сочи. Анапа. Крым;
Отсутствие пунктов проката автодомов в регионах, интересующих автотуристов;
Отсутствие оборудованных стоянок и автокемпингов, соответствующих международным стандартам;
Отсутствие взаимодействия между прокатом автодомов и автостоянками;
Отсутствие разработанных маршрутов с гарантированным сервисом;
Ограничение размещения автокемпингов в особоохраняемых зонах;
Действующие стоянки размещаются не по принципу видовых характеристик и туристской привлекательности, а по принципу существующей возможности;
При высокой коммерческой стоимости земельных участков для автокемпингов — низкие сроки окупаемости.
Эффекты от реализации проекта «Путешествуй в своём доме»
Увеличение доли автотуризма в развитии внутреннего и въездного туризма;
Продвижение автотуризма и караванинга в России на международном уровне;
Увеличение турпотока в регионы;
Создание новых рабочих мест в регионах;
Увеличение налоговых поступлений в региональные бюджеты;
Развитие придорожной инфраструктуры;
Формирование новой культуры отдыха;
Повышение доступности к уникальным удаленным природным объектам России;
Увеличение финансирования Национальных парков.
Руководитель проекта
Николаев Алексей Геннадьевич
nikolaev@eduvsochi.com
Христофор Константиниди возглавил отраслевой Экспертный совет, учреждённый на заседании Комитета Государственной Думы по туризму и развитию туристической инфраструктуры.
Заядлые охотники всё чаще предпочитают комфортные автодома вместо традиционных палаток. Мы собрали пять моделей на любой бюджет, которые идеально подходят для охоты.