Россия — один из самых привлекательных регионов мира для развития автотуризма, поскольку обладает уникальными природными ресурсами и огромной территорией.
Автотуризм привлекают преимущественно молодых путешественников в возрасте от 30-ти лет и семейных туристов, интересующихся нашей страной, любящих новизну и активный отдых. Классический же караванинг на автодоме пока редкость для россиян. В стране сейчас действуют не более 5 организованных автокемпингов, которые пользуются спросом у россиян и у иностранных туристов и через которые проложены маршруты путешествий по стране. Единственной точкой проката автодомов является Москва.
Медленное развитие караванинга обусловлено следующими причинами:
Отсутствие развитой сети оборудованных автокемпингов и организованных пунктов проката домов на колесах;
Отсутствие качественного придорожного сервиса:
Прокаты автодомов, существующих в Москве недостаточно загружены из-за высокой ценовой политики:
Прокат автодомов и организация автокемпингов развиваются как отдельные направления, слабо пересекаясь друг с другом:
Отсутствие необходимой оперативной информация о состоянии дорог, техническом оснащении стоянок:
Слабо представлены навигационые он-лайн карты;
В регионах и на природных территориях отсутствуют заинтересованные в разработке маршрутов лица;
Отсутствует нормативно-правовая база караванинга. автокемпинга и мест размещения стоянок в особо охраняемых зонах.
Отсутствует программа популяризации автотуризма и караванинга.
Цели проекта «Путешествуй в своём доме»
Основная цель: Создание экосистемы организованного автотуризма и караванинга для развития и популяризации внутреннего и въездного туризма в России.
Ключевые организационные цели:
Создание единого оператора по развитию атвотуризма и караванинга;
Создание и развитие пунктов проката автодомов в России;
Разработка стандартов организации маршрутов и функционирования сети автокемпингов;
Развитие внутреннего рынка производства и обслуживания автодомов;
Создание и развитие инфраструктуры для автотуризма и караванинга (стоянки, придорожный сервис, навигация. ТИЦ и др.).
Ключевые законодательные цели:
Разработка и внесение необходимых поправок в законодательную базу регулирующую сферу автотуризма и «караванинга»;
Разработка и внесение изменений в законодательную базу по размещению автокемпингов вблизи городов и на территории особо охраняемых зон и национальных парков.
Ключевые маркетинговые цели:
Разработка и описание подробных маршрутов для автопутешествий (с описанием возможностей автокемпингов, достопримечательностей территорий, придорожной и городской инфраструктуры, заправок, стоянок и пр);
Разработка интерактивной карты маршрутов для автопутешествий.
Суть проекта «Путешествуй в своём доме»
Разработка и популяризация полноценного туристского продукта для автопутешественников и караванеров в сфере внутреннего и въездного туризма, соответствующего международным стандартам и включающего в себя:
Туристский маршрут, проходящий по привлекательным природным, культурным, историческим территориям;
Приобретение автодома с желаемым уровнем комплектации и комфорта (покупка, аренда);
Гарантированный сервис и обеспечение безопасности по всему маршруту путешествия и в автокемпинге;
Выбор целевой аудитории (семейный, молодежный, корпоративный).
Анализ существующего рынка
По мнению Ростуризма, автотуризм — одно из перспективных направлений развития внутреннего и въездного туризма.
По данным исследований Аналитического центра «Национальное агентство финансовых исследований», проведенного в 2020 году «41 % российских туристов в летнем отпускном сезоне планировали путешествовать на автомобиле». Доля автопутешествий по внутри российским направлениям уже сейчас составляет ежегодно 10-15%. Но, тем не менее, автомобильный туризм в данный момент занимает всего 1% в структуре внутреннего российского турпотока Наибольшей популярностью пользуются автопутешествия от 10-14 дней Наиболее популярное направление — путешествие к морскому побережью Краснодарского края и Крыма и туристский маршрут «Золотое кольцо России».
Перспективными территориями для развития автотуризма и караванинга могут стать также Западная Сибирь. Алтай и озеро Байкал. Сложность развития этих направлений заключается в полном отсутствии автокемпингов и стоянок для автотуристов.
Преимущества развития въездного автотуризма и караванинга в России очевидны, так как страна имеет значительный природно-экологическии. историке — культурный и рекреационный»потенциал Только в Европе насчитывается более 5 5 млн. караванеров.
На данный момент благодаря Федеральным целевым программам в России созданы автотуристические кластеры в четырех регионах страны «Кяхта». «Байкальский» и «Тункинская долина» в республике Бурятия. «Всплеск» в Ростовской области, «Золотые ворота» в Алтайском крае и «Задонщина* в Липецкой области. В нескольких муниципальных районах Пензенской области вблизи федеральной трассы Ms «Москва — Челябинск», планируется строительство современного кемпинга.
Автотуристы и караванеры потенциально могут вносить серьезный вклад в экономику не меньше, чем классические туристы, так как платят за бензин, автокемпинги, питание, посещение культурных и исторических объектов и. тем самым, помогают развитию экономики городов и удаленных территорий.
Ключевые результаты проекта «Путешествуй в своём доме»
Разработанные и описанные безопасные туристские маршруты для автотуризма и караванинга по географическим направлениям;
Созданные и оборудованные по международным стандартам автокемпинги по следующим направлениям:— «Морское побережье» — Сочи, Анапа, Геленджик, Крым,. Каспийское море;
— «Горные вершины» — Красная Поляна, Архыз, Домбай, Эльбрус, Дербент.Сулакский каньон;
— «Золотое кольцо России»;
— «Байкал и Саяны» — Иркутск, Красноярск, Республика Хакасия;
— «Сибирские тайны» — Алтай. Телецкое озеро, Белуха, Катунский заповедник;
— «Пересекая материк» — от Москвы до Дальнего Востока или Камчатки.
Развитие сети прокатов автодомов с возможностью получения/сдачи автомобиля в любом регионе на оборудованных стоянках и автокемпингах;
Производство автодомов под спрос (климатические характеристики, комфортность, количество человек, возрастные характеристики) на базе существующего автопрома;
Создание программы популяризации и развития автотуризма в России;
Создание интерактивной карты по туристским маршрутам.
Новизна идеи проекта «Путешествуй в своём доме»
Создание экосистемы автотуризма и караванинга в России, включающей в себя:
Создание единого оператора по развитию и популяризации автотуризма и караванинга;
Создание организованных и безопасных туристких маршрутов для автотуристов и караванеров. путешествующих по России;
Создание организованной российской сети проката автодомов и современных автокемпингов, соответствующих международным стандартам;
Создание навигационной карты для автотуристов и караванеров. путешествующих по России;
Создание событийных мероприятий и маршрутов к ним (по типу популярного фестиваля Burning Man);
Использование в сети прокатов автодома частных владельцев. По типу каршеринга;
Использование ресурса автодомов как недорогое средство размещения в низкий сезон, как дополнительный доход.
Текущая стадия зрелости проекта
Проведены переговоры и выявлены регионы, города и организации, готовые присоединиться к проекту:
Союз городов Золотого кольца России, включающий 9 городов — готов стать партнером проекта по созданию организованных туристких маршрутов и автокемпингов;
Админстрация Иркутской области готова включить маршрут по озеру Байкал в организованные туристские маршруты оказать организационную и информационную поддержку;
Нижегородская область готова включить организованные туристские маршруты в разработку программы посещения Нижнего Новгорода в рамках празднования 8оо-летия города в 2021 году. Администрация г. Нижний Новгород готова стать партнером в подборе и выделении мест для автокемпингов
Краснодарский край Администрация готова оказать организационную и информационную поддержку;
Проведена оценка состояния временных автостоянок на побережье Краснодарского края и республики Крым, готовы к приему автотуристов и караванеров;
Достигнуты договоренности об интеграции с финалистами конкурса АСИ по созданию туристско-рекреационных кластеров и развитию экотуризма в России;
Проведены переговоры и достигнуты договоренности о сотрудничестве с городами в рамках программы ВЭБ «100 городов России».
Матрица ролей ключевых участников
Заказчик: Ростуризм — создание единого оператора по организации и развитию федеральной сети автотуризма и караванинга.
Функциональный заказчик:
Владельцы автодомов;
Автотуристы (иностранцы и российские);
Общественные организации в сфере автотуризма;
Туроператоры и турагентства;
Корпоративные клиенты;
Экспедиционные и транспортные компании;
Заинтересованные стороны:
Региональные и муниципальные органы власти;
Автопроизводители;
Владельцы объектов достопримечательностей в регионах;
Национальные парки и заповедники.
План реализации проекта «Путешествуй в своём доме»
Мероприятие
2021
2022
2023
2024
2025
Создание единого оператора, выбор правовой формы совместно с инвестором
Разработка и описание туристских маршрутов
Разработка и утверждение стандартов работы автокемпингов
Разработка и внесение изменений на законодательном уровне по туризму и караванингу
Развитие сети проката автодомов с возможностью сдачи / получения автомобиля в любом регионе на оборудованных стоянках и автокемпингах
Запуск 5-ти стоянок / автокемпингов на черноморском побережье, 3 на территории Крыма, 3 на Северном Кавказе, 3 по маршруту «Золотое кольцо России», 2 на Байкале и Саянах, 2 на территории Алтая
Создание и оборудование по разработанным стандартам 30-ти автокемпингов
Создание программы популяризации и развития караванинга в России
Производство автодомов под спрос (климатические характеристики, комфортность, количество человек, возрастные характеристики) на базе существующего автопрома
Ресурсное обеспечение проекта
Источники финансирования:
Собственные средства;
Инвестор;
Федеральный, региональный бюджеты.
Команда проекта:
Руководитель проекта — Николаев А.Г.;
Руководитель направлений — Лилеева О.А.;
Региональные эксперты — Сурков А., (Байкал), Колесников И. (Черноморское побережье), Забара О. (Северный Кавказ);
Руководители отраслевых объединений (клубов и общественных организаций автотуризма, караванинга и джипинга);
Региональные представители караванеров;
Владельцы и арендаторы стоянок/автокемпингов;
Эксперты и юристы по созданию законодательных инициатив, обеспечивающих развитие и поддержку автотуризма и караванинга;
Региональные и муниципальные органы власти в части выделения участков под целевое использование.
Основные риски, влияющие на проект и меры реагирования
1. Изменение ситуации в стране из-за пандемии. Автотуризм и караванинг дадут возможности для путешествий с учетом большей самоизоляции туристов, путешествующих индивидуально в своем автодоме.
2. Отсутствие поддержки со стороны федеральных органов власти, курирующих туризм. Включение автотуризма и караванинга в Программу развития туризма России.
3. Состояние автомобильных дорог и придорожного сервиса. Создание туристских маршрутов с учетом состояния дорог и сервиса на первом этапе Внесение стандартных требований к маршрутам для автотуристов и караванеров в Транспортную стратегию России.
4. Отсутствие понимания со стороны региональных и муниципальных властей по целесообразности размещения автокемпингов. Решение вопроса о выделении необходимых площадок для целевого использования на законодательном уровне.
5. Высокая стоимость автодомов для туристов. Увеличение количества пунктов проката автодомов в регионах. Разъяснение экономической выгоды путешествия через популяризацию экономики автотуризма.
6. Обеспечение безопасности автотуристов и караванеров. Включение маршрутов для автотуристов и караванеров и автокемпингов в систему контроля УВД России и регионов.
7. Обеспечение необходимого сервиса на автокемпингах. Создание стандартов работы автокемпингов и их сертификация.
8. Отсутствие информации для автотуристов и караванеров о маршрутах следования. Создание российской интерактивной карты для автопутешествий на нескольких языках.
Ограничения
Посещение только развитых мест отдыха: Сочи. Анапа. Крым;
Отсутствие пунктов проката автодомов в регионах, интересующих автотуристов;
Отсутствие оборудованных стоянок и автокемпингов, соответствующих международным стандартам;
Отсутствие взаимодействия между прокатом автодомов и автостоянками;
Отсутствие разработанных маршрутов с гарантированным сервисом;
Ограничение размещения автокемпингов в особоохраняемых зонах;
Действующие стоянки размещаются не по принципу видовых характеристик и туристской привлекательности, а по принципу существующей возможности;
При высокой коммерческой стоимости земельных участков для автокемпингов — низкие сроки окупаемости.
Эффекты от реализации проекта «Путешествуй в своём доме»
Увеличение доли автотуризма в развитии внутреннего и въездного туризма;
Продвижение автотуризма и караванинга в России на международном уровне;
Увеличение турпотока в регионы;
Создание новых рабочих мест в регионах;
Увеличение налоговых поступлений в региональные бюджеты;
Развитие придорожной инфраструктуры;
Формирование новой культуры отдыха;
Повышение доступности к уникальным удаленным природным объектам России;
Увеличение финансирования Национальных парков.
Руководитель проекта
Николаев Алексей Геннадьевич
nikolaev@eduvsochi.com
Заядлые охотники всё чаще предпочитают комфортные автодома вместо традиционных палаток. Мы собрали пять моделей на любой бюджет, которые идеально подходят для охоты.
От первых конных экипажей до современных автодомов. Узнайте, как изменился караванинг за десятилетия и стал популярным способом путешествий по всему миру.
Медиа-команда блогеров dnkTravel проедет от Владивостока до Москвы на автомобиле, самостоятельно переоборудованном в дом на колесах. Цель путешествия — изучение и сбор информации о точках притяжения автотуристов и популяризация самостоятельных путешествий по России.