RV Land>Журнал>Дом в дорогу: выбираем автодом правильно
Дом на колесах – автомобиль или прицеп, внутри которого предусмотрены зоны кухни, спальни, туалета, также есть душ, пространство для хранения вещей. На западе автодома приобрели популярность еще в 60-х годах 20 века, а в России к такому виду отдыха только начинают присматриваться. Дом на колесах – оптимальный вариант для путешествий с семьей и детьми, с друзьями, вдвоем, с домашними питомцами. Также возможны деловые поездки.
Устройство салона в доме на колёсах
Благодаря дому на колесах не нужно бронировать отели и транспорт, заниматься распаковкой и укладкой вещей. Это возможность увидеть много мест, не тратя внушительные суммы денег, не привязываясь к определенному месту, дате и времени, но при этом самостоятельно планируя маршрут, количество остановок и их продолжительность, скорость перемещения.
Рассмотрим, что необходимо учесть при выборе автодома для максимально выгодного приобретения и комфортного путешествия, на какие параметры и факторы обратить внимание.
На что обратить внимание при покупке дома на колесах
Тип кузова автодома
Есть 5 типов кузова, обладающие различными планировками:
Альковный дом – с надстройкой над кабиной (альков), где располагается дополнительное спальное место;
Интегрированный – автодом с индивидуальном кузовом, построенным на шасси серийного производства;
Полуинтегрированный дом – построенный на серийном шасси с серийной кабиной, без алькова;
Микроавтобус – компактный автодом внутри обычного фургона;
Перечисленные кузова отличаются не только внешним видом, но и стоимостью размещения на одного человека. Альковный автодом – самый дешевый, после чего идет жилой микроавтобус, а затем – полуинтегрированный дом. Интегрированные дома – наиболее дорогие в этом плане.
Чаще всего встречаются альковные дома на 6 и 7 мест – как с гаражом, так и без него. В микроавтобусе могут разместиться 2 человека. Интегрированные дома рассчитаны на 2-4 человек, а полуинтегрированные – на 4.
По статистике, жилые микроавтобусы и полуинтегрированные дома – самые востребованные среди покупателей.
Производитель шасси
К наиболее популярному производителю по соотношению качества и стоимости относится итальянский концерн Fiat. Его главный конкурент – Ford.
Многие присматриваются к варианту приобретения дома на шасси Mercedes, однако он отличается повышенной стоимостью и отсутствием ассортимента. Обычно компании применяют его для производства дорогостоящих домов на колесах.
Мощность двигателя
Обычно мощность двигателя – 120-130 л/с, причем производитель непринципиален. Fiat выпускает 3-литровые двигатели, которые можно внедрить в любой автодом. Если дом на колесах весит до 3,5 тонн, то 3-литровый двигатель сможет разогнать его до 170 км/час без проблем. В одном эксперименте полуинтегрированный автодом смогли разогнать до 196 км/час, однако на практике так торопиться не следует, особенно если вы путешествуете с семьей.
Новый дом на колесах vs. с пробегом: что лучше?
Достоинство нового дома – качество, недостаток – цена. Со старым домом ситуация противоположная: могут возникнуть проблемы с нефункционирующими печками, гнилью. В то же время в среднем их стоимость приблизительно на 20% меньше новых домов, а количество опций такое же. В связи с этим каждый выбирает исходя из своих финансовых возможностей и предпочтений.
Планировка автодома
Необходимо продумать планировку спальни и кухни. Возможные схемы планировок выложены на этой странице. Планировки кухни следующие:
Схема А предполагает поворачивающиеся передние сиденья и диван. Ее используют в компактных микроавтобусах;
Схема B предполагает перенесение кровати-трансформера в спальню. Столовая располагается в задней части, кабина водителя отделяется от жилого помещения;
Схема C – наличие столовой на 4 человек, которая начинается сразу за кабиной водителя;
Схема D предполагает перенесение мойки, холодильника и плиты в заднюю часть автодома. Есть обзор в обе стороны. Столовая на 4 человек, есть боковой диван;
Схема E рассчитана сразу на 6 человек, есть два стола. Она применяется в альковных автодомах;
Схема F предполагает некрупный боковой диван и компактный стол. Но ночевать с такой планировкой удобно не всегда;
Схема G – это половина столовой и поворачивающиеся сиденья в кабине водителя. Стол не трансформируется;
Схема H оптимальна для автодома на 2 человек. Напротив друг друга располагаются продольные сиденья кухни;
Схема I предполагает много свободного места, что делает размещение еще комфортнее. Есть продольный и L-образный диван, а также вращающиеся водительское и пассажирские кресла.
Способы обустроить спальное пространство внутри автодома следующие:
С диваном-кроватью;
С санузлом поперек задней части салона, нередко – с душевой кабинкой;
С санузлом и кухней в задней части салона;
С крупной круговой кухней-спальней в задней части дома;
С продольной 2-ярусной кроватью дома на 6-7 человек (нижнюю кровать можно приподнимать для хранения багажа);
Кровать поперед задней части дома (1-2 ярусная), под которой – место для хранения предметов;
Дом гаражного типа: 2-спальная кровать располагается над полом, и под ней есть свободное пространство для хранения багажа;
Санузел располагается рядом с кроватью, планировка оптимальна в полуинтегрированных домах;
С раздельными продольными кроватями.
Багажные отделения
Отделения для хранения багажа и других грузов, необходимых вам в путешествии, делятся на три типа:
Полноразмерные – с загрузкой до 150 кг, размещается под крупной 2-спальной кроватью сзади дома (не получится размещать тяжелые мотоциклы);
Универсальные – есть при приподнятой нижней полке 2-ярусной кровати поперек в конце салона;
Псевдогараж – есть при поднятой нижней полке 2-ярусной кровати вдоль боковой стены сзади салона, используется для габаритных не тяжелых предметов (не получится размещать велосипеды).
Количество кондиционеров
В автодоме, как правило, можно установить кондиционеры двух типов:
Штатный, функционирующий от двигателя;
Работающий от наружного источника питания в 220 V, функционирует при стоянке авто и размещается в жилой зоне (под диваном на кухне или вместо люка на крыше).
Напольный и накрышный кондиционеры стоят одинаково. Многие предпочитают именно напольные варианты. Накрышные кондиционеры для автодомов существуют разной производительности, при выборе, следует учитывать объём автодома.
Маркиза
Маркиза для автодома – вещь необходимая. Палатки-веранды и пристяжные маркизы способны укрыть как от палящего солнца, так и от дождя, снега, падающих листьев. При продолжительной стоянке маркиза быстро расширит жилое пространство автодома.
Маркизы устанавливаются на боковой стороне кузова автодома. В жилом помещении они свободное пространство не съедают. В собранном состоянии маркиза приобретает аэродинамическую форму, что не препятствует движению транспорта.
Автодом с маркизой
Система обогрева
В автодомах существуют разные обогревательные системы – водяное или воздушное отопление (системы обогрева на жидком топливе почти не встречается).
Вопросы о том, какой будет двигатель с какой мощностью, ходовой частью и резиной часто ставят владельцев автодомов в тупик. Многие желают путешествовать в автодоме и в летние, и в зимние месяцы. Обычно в летний период нагреватель не требуется, однако при температуре минус 15 без него уже не обойтись.
К самому популярному варианту относится воздушный обогрев. Его используют и в маленьких автодомах, и в среднекалиберных. К его преимуществам относятся следующие:
быстрый нагрев салона авто, по сравнению с водяным;
простая эксплуатация: в первые 10 лет после установки системы не нужно проводить капитальный ремонт, обращаясь в специализированные сервисы.
Недостатки воздушного обогрева следующие:
сначала рядом с нагревателем сосредотачивается большое количество тепла, которое только спустя время передается по шлангам;
высокий расход газа;
увеличить температуру в салоне удастся только в том случае, если сменить обогреватель на модель с более высокой мощностью.
Плюсы у водяного обогрева:
равномерное обогревание салона, пусть и медленное, по сравнению с воздушным обогревом;
меньший расход газа;
наличие присоединенного теплообменника (батареи), что позволяет повысить в салоне температуру.
Недостаток водяного обогрева – необходимость каждые 2-3 года обновлять системную жидкость. Сделать это самостоятельно не получится – потребуется обращаться к специалистам, оплачивая их услуги.
Если в доме действует воздушное отопление салона, то необходимо правильно подобрать печку для него. Обычно производитель самостоятельно проводит расчеты мощности газового воздушного отопления, принимая в учет объем автодома. При выборе печки необходимо учитывать конструкцию модели автодома (с двойным или ординарным полом, площадь лобового стекла). Штатного обогревателя недостаточно. В этом случае при оформлении спецификации вспомогательных опций провести замену.
Если автодом будет использоваться часто, то рекомендуется установить двойной пол. К преимуществам такого решения относятся следующие:
несильное промерзание пола и бака с грязной водой;
появление дополнительного свободного пространства между полами, куда можно поместить вещи на хранение;
при двойном поле достаточно установить штатную воздушную систему отопления, не монтируя водяную.
В то же время расход топлива при двойных полах повышается и составляет 14-15 л по сравнению с 12-13 л с ординарным полом.
Бак выработанной воды: подогреваемый или нет?
Оптимально, если есть опция подогрева бака. Если условия использования автодома поменялись, можно монтировать нагревательный элемент у дилерской компании. Так, если подогрев отсутствует, то зимой придется перемещаться с открытым клапаном. Перед водными гигиеническими процедурами его закрывают, после чего едут в срочном порядке сливать. Штатный обогрев обладает мощностью до минус 7 градусов.
Объем холодильника
К сожалению, технические возможности не всегда позволяют установить крупные холодильники, особенно с отдельными морозильниками. Рекомендуется при приобретении автдома ознакомиться с емкостью стандартной комплектации устройства, рассмотреть возможность по его дальнейшей замене на более объемную модель или приобретения переносного холодильника.
Поскольку холодильники в автодомах функционируют в 3 режимах (от газа, от 12 V в процессе передвижения, от 220 V на стоянках в кемпингах), то повышение емкости увеличит и затраты энергии. Особенно энергозатратными оказываются зимние месяцы, когда дополнительно необходимо обогревать жилой салон.
Переносной холодильник Dometic CFX3
Производитель
Есть множество производителей автодомов. Рекомендуется выполнить следующие действия:
Выбрать схему рассадки;
Определиться с типом кузова;
Составить список производителей, чья продукция соответствует вашему свободному бюджету;
Отобрать варианты и изучить их интерьер;
Ознакомиться с внешним дизайном дома;
Оформить заказ в дилерской компании.
«B» или «C»?
Крупные автодома имеют категорию «C», и вес – более 3,5 тонн. На такие транспортные средства распространяются ограничения, касающиеся парковки, скорости, проезда по городским улицам, обгона.
Если на выбор есть среднегабаритный альковный автодом на 6 туристов категории «B» и такой же, однако с двойным полом и большим весом категории «C», рекомендуется выбрать первый вариант. Проезд на улицах больших городов контролируют, в то время как взвешивание домов почти не проводят.
Крупный интегрированный автодом будет иметь категорию только «C».
Особенности и нюансы
Емкость баков с чистой водой составляет 80-300 л, что зависит от модели дома. Обычно емкость баков – от 100 до 120 л.
Новые модели автодомов подразумевают беспрерывное обеспечение горячей водой. В микроавтобусах душ подразумевается не всегда, однако у остальных вариантов автодомов он есть.
При нежелании покупать автодом можно его арендовать. Также есть возможность дополнительно взять в аренду все необходимое наподобие постельного белья, посуды. В арендную стоимость входят наполненный бак воды, емкости для туалета и стоков, газовые баллоны и бензобак.
Отправляясь в путешествие с автодомом или кемпером, проверьте, всё ли необходимое для комфортного отдыха вы взяли с собой. RV Land поможет вам собраться и напомнит о нужных в дороге мелочах.
Любителям неповторимой русской культуры, путешествующим в автодоме или в кемпере, стоит посетить уникальный придорожный комплекс Терем «Птицы счастья».
Христофор Константиниди возглавил отраслевой Экспертный совет, учреждённый на заседании Комитета Государственной Думы по туризму и развитию туристической инфраструктуры.