RV Land > Журнал > Дом в дорогу: выбираем автодом правильно
Журнал 9 минут на чтение 3 133 просмотра

Дом в дорогу: выбираем автодом правильно

Подробное руководство для новичков по выбору вашего первого дома на колесах. Все тонкости и нюансы разных типов автодомов.

Дом на колесах – автомобиль или прицеп, внутри которого предусмотрены зоны кухни, спальни, туалета, также есть душ, пространство для хранения вещей. На западе автодома приобрели популярность еще в 60-х годах 20 века, а в России к такому виду отдыха только начинают присматриваться. Дом на колесах – оптимальный вариант для путешествий с семьей и детьми, с друзьями, вдвоем, с домашними питомцами. Также возможны деловые поездки.

Устройство салона в доме на колёсах

Благодаря дому на колесах не нужно бронировать отели и транспорт, заниматься распаковкой и укладкой вещей. Это возможность увидеть много мест, не тратя внушительные суммы денег, не привязываясь к определенному месту, дате и времени, но при этом самостоятельно планируя маршрут, количество остановок и их продолжительность, скорость перемещения.

Рассмотрим, что необходимо учесть при выборе автодома для максимально выгодного приобретения и комфортного путешествия, на какие параметры и факторы обратить внимание.

На что обратить внимание при покупке дома на колесах

Тип кузова автодома

Есть 5 типов кузова, обладающие различными планировками:

  1. Альковный дом – с надстройкой над кабиной (альков), где располагается дополнительное спальное место;
  2. Интегрированный – автодом с индивидуальном кузовом, построенным на шасси серийного производства;
  3. Полуинтегрированный дом – построенный на серийном шасси с серийной кабиной, без алькова;
  4. Микроавтобус – компактный автодом внутри обычного фургона;
  5. Модульная – жилая надстройка для пикапа.

Более подробная классификация видов автодомов в нашем специальном материале — "Типы домов на колесах. Разбираемся в терминологии".

Перечисленные кузова отличаются не только внешним видом, но и стоимостью размещения на одного человека. Альковный автодом – самый дешевый, после чего идет жилой микроавтобус, а затем – полуинтегрированный дом. Интегрированные дома – наиболее дорогие в этом плане.

Чаще всего встречаются альковные дома на 6 и 7 мест – как с гаражом, так и без него. В микроавтобусе могут разместиться 2 человека. Интегрированные дома рассчитаны на 2-4 человек, а полуинтегрированные – на 4.
По статистике, жилые микроавтобусы и полуинтегрированные дома – самые востребованные среди покупателей.

Производитель шасси

К наиболее популярному производителю по соотношению качества и стоимости относится итальянский концерн Fiat. Его главный конкурент – Ford.

Многие присматриваются к варианту приобретения дома на шасси Mercedes, однако он отличается повышенной стоимостью и отсутствием ассортимента. Обычно компании применяют его для производства дорогостоящих домов на колесах.

Мощность двигателя

Обычно мощность двигателя – 120-130 л/с, причем производитель непринципиален. Fiat выпускает 3-литровые двигатели, которые можно внедрить в любой автодом. Если дом на колесах весит до 3,5 тонн, то 3-литровый двигатель сможет разогнать его до 170 км/час без проблем. В одном эксперименте полуинтегрированный автодом смогли разогнать до 196 км/час, однако на практике так торопиться не следует, особенно если вы путешествуете с семьей.

Новый дом на колесах vs. с пробегом: что лучше?

Достоинство нового дома – качество, недостаток – цена. Со старым домом ситуация противоположная: могут возникнуть проблемы с нефункционирующими печками, гнилью. В то же время в среднем их стоимость приблизительно на 20% меньше новых домов, а количество опций такое же. В связи с этим каждый выбирает исходя из своих финансовых возможностей и предпочтений.

Планировка автодома

Необходимо продумать планировку спальни и кухни. Возможные схемы планировок выложены на этой странице. Планировки кухни следующие:

  1. Схема А предполагает поворачивающиеся передние сиденья и диван. Ее используют в компактных микроавтобусах;
  2. Схема B предполагает перенесение кровати-трансформера в спальню. Столовая располагается в задней части, кабина водителя отделяется от жилого помещения;
  3. Схема C – наличие столовой на 4 человек, которая начинается сразу за кабиной водителя;
  4. Схема D предполагает перенесение мойки, холодильника и плиты в заднюю часть автодома. Есть обзор в обе стороны. Столовая на 4 человек, есть боковой диван;
  5. Схема E рассчитана сразу на 6 человек, есть два стола. Она применяется в альковных автодомах;
  6. Схема F предполагает некрупный боковой диван и компактный стол. Но ночевать с такой планировкой удобно не всегда;
  7. Схема G – это половина столовой и поворачивающиеся сиденья в кабине водителя. Стол не трансформируется;
  8. Схема H оптимальна для автодома на 2 человек. Напротив друг друга располагаются продольные сиденья кухни;
  9. Схема I предполагает много свободного места, что делает размещение еще комфортнее. Есть продольный и L-образный диван, а также вращающиеся водительское и пассажирские кресла.

Способы обустроить спальное пространство внутри автодома следующие:

  1. С диваном-кроватью;
  2. С санузлом поперек задней части салона, нередко – с душевой кабинкой;
  3. С санузлом и кухней в задней части салона;
  4. С крупной круговой кухней-спальней в задней части дома;
  5. С продольной 2-ярусной кроватью дома на 6-7 человек (нижнюю кровать можно приподнимать для хранения багажа);
  6. Кровать поперед задней части дома (1-2 ярусная), под которой – место для хранения предметов;
  7. Дом гаражного типа: 2-спальная кровать располагается над полом, и под ней есть свободное пространство для хранения багажа;
  8. Санузел располагается рядом с кроватью, планировка оптимальна в полуинтегрированных домах;
  9. С раздельными продольными кроватями.

Багажные отделения

Отделения для хранения багажа и других грузов, необходимых вам в путешествии, делятся на три типа:

  1. Полноразмерные – с загрузкой до 150 кг, размещается под крупной 2-спальной кроватью сзади дома (не получится размещать тяжелые мотоциклы);
  2. Универсальные – есть при приподнятой нижней полке 2-ярусной кровати поперек в конце салона;
  3. Псевдогараж – есть при поднятой нижней полке 2-ярусной кровати вдоль боковой стены сзади салона, используется для габаритных не тяжелых предметов (не получится размещать велосипеды).

Количество кондиционеров

В автодоме, как правило, можно установить кондиционеры двух типов:

  1. Штатный, функционирующий от двигателя;
  2. Работающий от наружного источника питания в 220 V, функционирует при стоянке авто и размещается в жилой зоне (под диваном на кухне или вместо люка на крыше).

Напольный и накрышный кондиционеры стоят одинаково. Многие предпочитают именно напольные варианты. Накрышные кондиционеры для автодомов существуют разной производительности, при выборе, следует учитывать объём автодома.

Маркиза

Маркиза для автодома – вещь необходимая. Палатки-веранды и пристяжные маркизы способны укрыть как от палящего солнца, так и от дождя, снега, падающих листьев. При продолжительной стоянке маркиза быстро расширит жилое пространство автодома.

Маркизы устанавливаются на боковой стороне кузова автодома. В жилом помещении они свободное пространство не съедают. В собранном состоянии маркиза приобретает аэродинамическую форму, что не препятствует движению транспорта.

Автодом с маркизой

Автодом с маркизой

Система обогрева

В автодомах существуют разные обогревательные системы – водяное или воздушное отопление (системы обогрева на жидком топливе почти не встречается).

Вопросы о том, какой будет двигатель с какой мощностью, ходовой частью и резиной часто ставят владельцев автодомов в тупик. Многие желают путешествовать в автодоме и в летние, и в зимние месяцы. Обычно в летний период нагреватель не требуется, однако при температуре минус 15 без него уже не обойтись.

К самому популярному варианту относится воздушный обогрев. Его используют и в маленьких автодомах, и в среднекалиберных. К его преимуществам относятся следующие:

  • быстрый нагрев салона авто, по сравнению с водяным;
  • простая эксплуатация: в первые 10 лет после установки системы не нужно проводить капитальный ремонт, обращаясь в специализированные сервисы.

Недостатки воздушного обогрева следующие:

  • сначала рядом с нагревателем сосредотачивается большое количество тепла, которое только спустя время передается по шлангам;
  • высокий расход газа;
  • увеличить температуру в салоне удастся только в том случае, если сменить обогреватель на модель с более высокой мощностью.

Плюсы у водяного обогрева:

  • равномерное обогревание салона, пусть и медленное, по сравнению с воздушным обогревом;
  • меньший расход газа;
  • наличие присоединенного теплообменника (батареи), что позволяет повысить в салоне температуру.

Недостаток водяного обогрева – необходимость каждые 2-3 года обновлять системную жидкость. Сделать это самостоятельно не получится – потребуется обращаться к специалистам, оплачивая их услуги.

Если в доме действует воздушное отопление салона, то необходимо правильно подобрать печку для него. Обычно производитель самостоятельно проводит расчеты мощности газового воздушного отопления, принимая в учет объем автодома. При выборе печки необходимо учитывать конструкцию модели автодома (с двойным или ординарным полом, площадь лобового стекла). Штатного обогревателя недостаточно. В этом случае при оформлении спецификации вспомогательных опций провести замену.

Ознакомиться с принципом работы популярных систем отопления Truma можно на видео по этим ссылкам: Trumatic E1800, Trumatic C6000, Truma S3002.

Пол: двойной vs. ординарный

Если автодом будет использоваться часто, то рекомендуется установить двойной пол. К преимуществам такого решения относятся следующие:

  • несильное промерзание пола и бака с грязной водой;
  • появление дополнительного свободного пространства между полами, куда можно поместить вещи на хранение;
  • при двойном поле достаточно установить штатную воздушную систему отопления, не монтируя водяную.

В то же время расход топлива при двойных полах повышается и составляет 14-15 л по сравнению с 12-13 л с ординарным полом.

Бак выработанной воды: подогреваемый или нет?

Оптимально, если есть опция подогрева бака. Если условия использования автодома поменялись, можно монтировать нагревательный элемент у дилерской компании. Так, если подогрев отсутствует, то зимой придется перемещаться с открытым клапаном. Перед водными гигиеническими процедурами его закрывают, после чего едут в срочном порядке сливать. Штатный обогрев обладает мощностью до минус 7 градусов.

Объем холодильника

К сожалению, технические возможности не всегда позволяют установить крупные холодильники, особенно с отдельными морозильниками. Рекомендуется при приобретении автдома ознакомиться с емкостью стандартной комплектации устройства, рассмотреть возможность по его дальнейшей замене на более объемную модель или приобретения переносного холодильника.

Поскольку холодильники в автодомах функционируют в 3 режимах (от газа, от 12 V в процессе передвижения, от 220 V на стоянках в кемпингах), то повышение емкости увеличит и затраты энергии. Особенно энергозатратными оказываются зимние месяцы, когда дополнительно необходимо обогревать жилой салон.

Переносной холодильник Dometic CFX3

Переносной холодильник Dometic CFX3

Производитель

Есть множество производителей автодомов. Рекомендуется выполнить следующие действия:

  1. Выбрать схему рассадки;
  2. Определиться с типом кузова;
  3. Составить список производителей, чья продукция соответствует вашему свободному бюджету;
  4. Отобрать варианты и изучить их интерьер;
  5. Ознакомиться с внешним дизайном дома;
  6. Оформить заказ в дилерской компании.

"B" или "C"?

Крупные автодома имеют категорию "C", и вес – более 3,5 тонн. На такие транспортные средства распространяются ограничения, касающиеся парковки, скорости, проезда по городским улицам, обгона.

Если на выбор есть среднегабаритный альковный автодом на 6 туристов категории "B" и такой же, однако с двойным полом и большим весом категории "C", рекомендуется выбрать первый вариант. Проезд на улицах больших городов контролируют, в то время как взвешивание домов почти не проводят.

Крупный интегрированный автодом будет иметь категорию только "C".

Особенности и нюансы

  1. Емкость баков с чистой водой составляет 80-300 л, что зависит от модели дома. Обычно емкость баков – от 100 до 120 л.
  2. Новые модели автодомов подразумевают беспрерывное обеспечение горячей водой. В микроавтобусах душ подразумевается не всегда, однако у остальных вариантов автодомов он есть.
  3. При нежелании покупать автодом можно его арендовать. Также есть возможность дополнительно взять в аренду все необходимое наподобие постельного белья, посуды. В арендную стоимость входят наполненный бак воды, емкости для туалета и стоков, газовые баллоны и бензобак.

Ещё материалы из журнала

Места

Путешествуем самостоятельно в Иверский монастырь

3 минуты на чтение 7 534 просмотра
Путешествие на трейлере в Иверский монастырь станет для вас незабываемым отпуском, поскольку, кроме отличных видов, удобного месторасположения.
Места

У Лукоморья дуб зеленый. Атмосферный кемпинг в Карелии

3 минуты на чтение 6 935 просмотров
База отдыха с поэтическим названием соответствует канонам классического кемпинга со всеми удобствами для комфортного отдыха вдали от города.
Места

Гостиничный комплекс "Ярославна": Романтика старинной русской деревушки

3 минуты на чтение 7 689 просмотров
Эко-отель с неповторимым сочетанием первозданной природы, современного комфорта и русского колорита.
Места

Park Inn by Radisson: отдых в кемпинге высокого класса

3 минуты на чтение 6 666 просмотров
Park Inn by Radisson – парк мировой серии, который готов принят туристов с многих стран, желающих отлично отдохнуть.
Советы

В главной роли — автодом. 11 фильмов, которые стоит посмотреть

5 минут на чтение 3 792 просмотра
Киноленты, где герои путешествуют в автодомах или где дома на колёсах являются одной из главных частей сюжета.
Места

Уютный кемпинг в базе отдыха "Заполье"

3 минуты на чтение 6 836 просмотров
База отдыха «Заполье» находится на западном берегу озера Врево, в очень колоритном месте, которое является территорией бывшей вотчины барона Биндерлинга.
Личный опыт

Вдохновение в сети. Классные инстаграм-аккаунты про караванинг и автопутешествия

4 минуты на чтение 5 255 просмотров
У кого действительно интересные аккаунты и на что стоит подписаться в инстаграме, если вы этого ещё не сделали.
Советы

Готовимся к долгому путешествию с автодомом

4 минуты на чтение 6 121 просмотр
Важные вещи, о которых вам следует знать, отправляясь в продолжительное путешествие с автодомом или кемпером.
Личный опыт

Караванинг в стране трейлер-парков. Отправляемся на автодоме по штатам

17 минут на чтение 6 536 просмотров
Путешествие по США в доме на колёсах. От особенностей автотуризма в стране и советов по созданию маршрута, до рекомендаций по выбору автодома для аренды и цен на различные услуги.
Техника

Типы домов на колесах. Разбираемся в терминологии

3 минуты на чтение 3 364 просмотра
Кемпервен, альковный автодом, жилой модуль, кастенваген и другие. Расскажем чем всё это отличается и как не запутаться в названиях.
Техника

Сезон охоты: 5 автодомов, кемперов и модулей для охотников

3 минуты на чтение 6 605 просмотров
Заядлые охотники всё чаще предпочитают комфортные автодома вместо традиционных палаток. Мы собрали пять моделей на любой бюджет, которые идеально подходят для охоты.
Места

Терем Птицы счастья — кемпинг с белорусским колоритом

3 минуты на чтение 7 694 просмотра
Любителям неповторимой русской культуры, путешествующим в автодоме или в кемпере, стоит посетить уникальный придорожный комплекс Терем «Птицы счастья».
Продолжая использовать сайт RV Land вы соглашаетесь с использованием файлов cookies, политикой обработки персональных данных и принимаете договор-оферту сайта.
Понятно