Дом в дорогу: выбираем автодом правильно

Подробное руководство для новичков по выбору вашего первого дома на колесах. Все тонкости и нюансы разных типов автодомов.
RV Land > Журнал > Дом в дорогу: выбираем автодом правильно

Дом на колесах – автомобиль или прицеп, внутри которого предусмотрены зоны кухни, спальни, туалета, также есть душ, пространство для хранения вещей. На западе автодома приобрели популярность еще в 60-х годах 20 века, а в России к такому виду отдыха только начинают присматриваться. Дом на колесах – оптимальный вариант для путешествий с семьей и детьми, с друзьями, вдвоем, с домашними питомцами. Также возможны деловые поездки.

Устройство салона в доме на колёсах

Благодаря дому на колесах не нужно бронировать отели и транспорт, заниматься распаковкой и укладкой вещей. Это возможность увидеть много мест, не тратя внушительные суммы денег, не привязываясь к определенному месту, дате и времени, но при этом самостоятельно планируя маршрут, количество остановок и их продолжительность, скорость перемещения.

Рассмотрим, что необходимо учесть при выборе автодома для максимально выгодного приобретения и комфортного путешествия, на какие параметры и факторы обратить внимание.

На что обратить внимание при покупке дома на колесах

Тип кузова автодома

Есть 5 типов кузова, обладающие различными планировками:

  1. Альковный дом – с надстройкой над кабиной (альков), где располагается дополнительное спальное место;
  2. Интегрированный – автодом с индивидуальном кузовом, построенным на шасси серийного производства;
  3. Полуинтегрированный дом – построенный на серийном шасси с серийной кабиной, без алькова;
  4. Микроавтобус – компактный автодом внутри обычного фургона;
  5. Модульная – жилая надстройка для пикапа.

Более подробная классификация видов автодомов в нашем специальном материале — «Типы домов на колесах. Разбираемся в терминологии«.

Перечисленные кузова отличаются не только внешним видом, но и стоимостью размещения на одного человека. Альковный автодом – самый дешевый, после чего идет жилой микроавтобус, а затем – полуинтегрированный дом. Интегрированные дома – наиболее дорогие в этом плане.

Чаще всего встречаются альковные дома на 6 и 7 мест – как с гаражом, так и без него. В микроавтобусе могут разместиться 2 человека. Интегрированные дома рассчитаны на 2-4 человек, а полуинтегрированные – на 4.
По статистике, жилые микроавтобусы и полуинтегрированные дома – самые востребованные среди покупателей.

Производитель шасси

К наиболее популярному производителю по соотношению качества и стоимости относится итальянский концерн Fiat. Его главный конкурент – Ford.

Многие присматриваются к варианту приобретения дома на шасси Mercedes, однако он отличается повышенной стоимостью и отсутствием ассортимента. Обычно компании применяют его для производства дорогостоящих домов на колесах.

Мощность двигателя

Обычно мощность двигателя – 120-130 л/с, причем производитель непринципиален. Fiat выпускает 3-литровые двигатели, которые можно внедрить в любой автодом. Если дом на колесах весит до 3,5 тонн, то 3-литровый двигатель сможет разогнать его до 170 км/час без проблем. В одном эксперименте полуинтегрированный автодом смогли разогнать до 196 км/час, однако на практике так торопиться не следует, особенно если вы путешествуете с семьей.

Новый дом на колесах vs. с пробегом: что лучше?

Достоинство нового дома – качество, недостаток – цена. Со старым домом ситуация противоположная: могут возникнуть проблемы с нефункционирующими печками, гнилью. В то же время в среднем их стоимость приблизительно на 20% меньше новых домов, а количество опций такое же. В связи с этим каждый выбирает исходя из своих финансовых возможностей и предпочтений.

Планировка автодома

Необходимо продумать планировку спальни и кухни. Возможные схемы планировок выложены на этой странице. Планировки кухни следующие:

  1. Схема А предполагает поворачивающиеся передние сиденья и диван. Ее используют в компактных микроавтобусах;
  2. Схема B предполагает перенесение кровати-трансформера в спальню. Столовая располагается в задней части, кабина водителя отделяется от жилого помещения;
  3. Схема C – наличие столовой на 4 человек, которая начинается сразу за кабиной водителя;
  4. Схема D предполагает перенесение мойки, холодильника и плиты в заднюю часть автодома. Есть обзор в обе стороны. Столовая на 4 человек, есть боковой диван;
  5. Схема E рассчитана сразу на 6 человек, есть два стола. Она применяется в альковных автодомах;
  6. Схема F предполагает некрупный боковой диван и компактный стол. Но ночевать с такой планировкой удобно не всегда;
  7. Схема G – это половина столовой и поворачивающиеся сиденья в кабине водителя. Стол не трансформируется;
  8. Схема H оптимальна для автодома на 2 человек. Напротив друг друга располагаются продольные сиденья кухни;
  9. Схема I предполагает много свободного места, что делает размещение еще комфортнее. Есть продольный и L-образный диван, а также вращающиеся водительское и пассажирские кресла.

Способы обустроить спальное пространство внутри автодома следующие:

  1. С диваном-кроватью;
  2. С санузлом поперек задней части салона, нередко – с душевой кабинкой;
  3. С санузлом и кухней в задней части салона;
  4. С крупной круговой кухней-спальней в задней части дома;
  5. С продольной 2-ярусной кроватью дома на 6-7 человек (нижнюю кровать можно приподнимать для хранения багажа);
  6. Кровать поперед задней части дома (1-2 ярусная), под которой – место для хранения предметов;
  7. Дом гаражного типа: 2-спальная кровать располагается над полом, и под ней есть свободное пространство для хранения багажа;
  8. Санузел располагается рядом с кроватью, планировка оптимальна в полуинтегрированных домах;
  9. С раздельными продольными кроватями.

Багажные отделения

Отделения для хранения багажа и других грузов, необходимых вам в путешествии, делятся на три типа:

  1. Полноразмерные – с загрузкой до 150 кг, размещается под крупной 2-спальной кроватью сзади дома (не получится размещать тяжелые мотоциклы);
  2. Универсальные – есть при приподнятой нижней полке 2-ярусной кровати поперек в конце салона;
  3. Псевдогараж – есть при поднятой нижней полке 2-ярусной кровати вдоль боковой стены сзади салона, используется для габаритных не тяжелых предметов (не получится размещать велосипеды).

Количество кондиционеров

В автодоме, как правило, можно установить кондиционеры двух типов:

  1. Штатный, функционирующий от двигателя;
  2. Работающий от наружного источника питания в 220 V, функционирует при стоянке авто и размещается в жилой зоне (под диваном на кухне или вместо люка на крыше).

Напольный и накрышный кондиционеры стоят одинаково. Многие предпочитают именно напольные варианты. Накрышные кондиционеры для автодомов существуют разной производительности, при выборе, следует учитывать объём автодома.

Маркиза

Маркиза для автодома – вещь необходимая. Палатки-веранды и пристяжные маркизы способны укрыть как от палящего солнца, так и от дождя, снега, падающих листьев. При продолжительной стоянке маркиза быстро расширит жилое пространство автодома.

Маркизы устанавливаются на боковой стороне кузова автодома. В жилом помещении они свободное пространство не съедают. В собранном состоянии маркиза приобретает аэродинамическую форму, что не препятствует движению транспорта.

Автодом с маркизой

Автодом с маркизой

Система обогрева

В автодомах существуют разные обогревательные системы – водяное или воздушное отопление (системы обогрева на жидком топливе почти не встречается).

Вопросы о том, какой будет двигатель с какой мощностью, ходовой частью и резиной часто ставят владельцев автодомов в тупик. Многие желают путешествовать в автодоме и в летние, и в зимние месяцы. Обычно в летний период нагреватель не требуется, однако при температуре минус 15 без него уже не обойтись.

К самому популярному варианту относится воздушный обогрев. Его используют и в маленьких автодомах, и в среднекалиберных. К его преимуществам относятся следующие:

  • быстрый нагрев салона авто, по сравнению с водяным;
  • простая эксплуатация: в первые 10 лет после установки системы не нужно проводить капитальный ремонт, обращаясь в специализированные сервисы.

Недостатки воздушного обогрева следующие:

  • сначала рядом с нагревателем сосредотачивается большое количество тепла, которое только спустя время передается по шлангам;
  • высокий расход газа;
  • увеличить температуру в салоне удастся только в том случае, если сменить обогреватель на модель с более высокой мощностью.

Плюсы у водяного обогрева:

  • равномерное обогревание салона, пусть и медленное, по сравнению с воздушным обогревом;
  • меньший расход газа;
  • наличие присоединенного теплообменника (батареи), что позволяет повысить в салоне температуру.

Недостаток водяного обогрева – необходимость каждые 2-3 года обновлять системную жидкость. Сделать это самостоятельно не получится – потребуется обращаться к специалистам, оплачивая их услуги.

Если в доме действует воздушное отопление салона, то необходимо правильно подобрать печку для него. Обычно производитель самостоятельно проводит расчеты мощности газового воздушного отопления, принимая в учет объем автодома. При выборе печки необходимо учитывать конструкцию модели автодома (с двойным или ординарным полом, площадь лобового стекла). Штатного обогревателя недостаточно. В этом случае при оформлении спецификации вспомогательных опций провести замену.

Ознакомиться с принципом работы популярных систем отопления Truma можно на видео по этим ссылкам: Trumatic E1800, Trumatic C6000, Truma S3002.

Пол: двойной vs. ординарный

Если автодом будет использоваться часто, то рекомендуется установить двойной пол. К преимуществам такого решения относятся следующие:

  • несильное промерзание пола и бака с грязной водой;
  • появление дополнительного свободного пространства между полами, куда можно поместить вещи на хранение;
  • при двойном поле достаточно установить штатную воздушную систему отопления, не монтируя водяную.

В то же время расход топлива при двойных полах повышается и составляет 14-15 л по сравнению с 12-13 л с ординарным полом.

Бак выработанной воды: подогреваемый или нет?

Оптимально, если есть опция подогрева бака. Если условия использования автодома поменялись, можно монтировать нагревательный элемент у дилерской компании. Так, если подогрев отсутствует, то зимой придется перемещаться с открытым клапаном. Перед водными гигиеническими процедурами его закрывают, после чего едут в срочном порядке сливать. Штатный обогрев обладает мощностью до минус 7 градусов.

Объем холодильника

К сожалению, технические возможности не всегда позволяют установить крупные холодильники, особенно с отдельными морозильниками. Рекомендуется при приобретении автдома ознакомиться с емкостью стандартной комплектации устройства, рассмотреть возможность по его дальнейшей замене на более объемную модель или приобретения переносного холодильника.

Поскольку холодильники в автодомах функционируют в 3 режимах (от газа, от 12 V в процессе передвижения, от 220 V на стоянках в кемпингах), то повышение емкости увеличит и затраты энергии. Особенно энергозатратными оказываются зимние месяцы, когда дополнительно необходимо обогревать жилой салон.

Переносной холодильник Dometic CFX3

Переносной холодильник Dometic CFX3

Производитель

Есть множество производителей автодомов. Рекомендуется выполнить следующие действия:

  1. Выбрать схему рассадки;
  2. Определиться с типом кузова;
  3. Составить список производителей, чья продукция соответствует вашему свободному бюджету;
  4. Отобрать варианты и изучить их интерьер;
  5. Ознакомиться с внешним дизайном дома;
  6. Оформить заказ в дилерской компании.

«B» или «C»?

Крупные автодома имеют категорию «C», и вес – более 3,5 тонн. На такие транспортные средства распространяются ограничения, касающиеся парковки, скорости, проезда по городским улицам, обгона.

Если на выбор есть среднегабаритный альковный автодом на 6 туристов категории «B» и такой же, однако с двойным полом и большим весом категории «C», рекомендуется выбрать первый вариант. Проезд на улицах больших городов контролируют, в то время как взвешивание домов почти не проводят.

Крупный интегрированный автодом будет иметь категорию только «C».

Особенности и нюансы

  1. Емкость баков с чистой водой составляет 80-300 л, что зависит от модели дома. Обычно емкость баков – от 100 до 120 л.
  2. Новые модели автодомов подразумевают беспрерывное обеспечение горячей водой. В микроавтобусах душ подразумевается не всегда, однако у остальных вариантов автодомов он есть.
  3. При нежелании покупать автодом можно его арендовать. Также есть возможность дополнительно взять в аренду все необходимое наподобие постельного белья, посуды. В арендную стоимость входят наполненный бак воды, емкости для туалета и стоков, газовые баллоны и бензобак.

Чтение укрепляет память, читайте больше

Вы ещё не читали? Тогда предлагаем полистать популярные материалы из журнала RV Land
Статьи

Краткий гид для новичков по ежегодному фестивалю автотуризма Abunafest

3 минуты на чтение 5 190 просмотров
Объясняем что такое Абунафест и почему его ежегодно посещают тысячи человек.
Новости

Дорога на юг становится безопаснее. Два современных кемпинга откроются на трассе М4

2 минуты на чтение 14 755 просмотров
По М4 в сторону южных курортов и на Кавказ ежегодно проезжает большое количество автотуристов с домами на колесах. Им нужен качественный отдых в специально оборудованных местах вдоль трассы.
Статьи

10 причин, почему мы любим путешествия с домом на колесах

2 минуты на чтение 4 485 просмотров
То, что каждый раз тянет нас в новое путешествие с автодомом и оставляет наилучшие воспоминания.
Статьи

Типы домов на колесах. Разбираемся в терминологии

4 минуты на чтение 542 270 просмотров
Кемпервен, альковный автодом, жилой модуль, кастенваген и другие. Расскажем чем всё это отличается и как не запутаться в названиях.
Новости

Определены финалисты в номинации «Регион автотуризма» Russian Travel Awards 2023 года

3 минуты на чтение 2 460 просмотров
RV Land и комитет по автотуризму Российского союза туриндустрии определили пять регионов, которые стали финалистами всероссийской туристской премии.
Новости

Как проходил семейный фестиваль автотуризма «Аммонит»

1 минута на чтение 5 680 просмотров
На мероприятие приехали более ста экипажей из Москвы, Санкт-Петербурга, Татарстана и других регионов.
Техника

Современные технологии для экологичного и разумного энергопотребления

8 минут на чтение 11 950 просмотров
Специалисты EcoFlow рассказали, какие линейки продуктов компании наиболее актуальны для российского потребителя.
Места

Порхов для автотуристов и караванеров

5 минут на чтение 13 870 просмотров
Что посмотреть в Порхове, если вы решили отправиться с автодомом или кемпером по псковской области.
Советы

Как выбрать сервис по ремонту и обслуживанию домов на колесах

2 минуты на чтение 4 780 просмотров
Выбираем надежный сервис для вашего автодома. Основные рекомендации.
Техника

7 классных домов на колесах для лучших путешествий

4 минуты на чтение 110 855 просмотров
Подборка домов на колесах, которые позволят свои владельцам получать максимум впечатлений от караванинга.
Личный опыт

Караванинг в стране трейлер-парков. Отправляемся на автодоме по штатам

17 минут на чтение 157 245 просмотров
Путешествие по США в доме на колёсах. От особенностей автотуризма в стране и советов по созданию маршрута, до рекомендаций по выбору автодома для аренды и цен на различные услуги.
Новости

Очереди на полгода. Спрос на российские дома на колесах превышает предложения

1 минута на чтение 39 715 просмотров
Рассказываем, что происходит у производителей домов на колесах в России и как растет спрос на отечественную технику для отдыха.
Продолжая использовать сайт RV Land вы соглашаетесь с использованием файлов cookies, политикой обработки персональных данных, правилами применения рекомендательных технологий и принимаете договор-оферту сайта.
Понятно