Дом в дорогу: выбираем автодом правильно

Подробное руководство для новичков по выбору вашего первого дома на колесах. Все тонкости и нюансы разных типов автодомов.
RV Land > Журнал > Дом в дорогу: выбираем автодом правильно

Дом на колесах – автомобиль или прицеп, внутри которого предусмотрены зоны кухни, спальни, туалета, также есть душ, пространство для хранения вещей. На западе автодома приобрели популярность еще в 60-х годах 20 века, а в России к такому виду отдыха только начинают присматриваться. Дом на колесах – оптимальный вариант для путешествий с семьей и детьми, с друзьями, вдвоем, с домашними питомцами. Также возможны деловые поездки.

Устройство салона в доме на колёсах

Благодаря дому на колесах не нужно бронировать отели и транспорт, заниматься распаковкой и укладкой вещей. Это возможность увидеть много мест, не тратя внушительные суммы денег, не привязываясь к определенному месту, дате и времени, но при этом самостоятельно планируя маршрут, количество остановок и их продолжительность, скорость перемещения.

Рассмотрим, что необходимо учесть при выборе автодома для максимально выгодного приобретения и комфортного путешествия, на какие параметры и факторы обратить внимание.

На что обратить внимание при покупке дома на колесах

Тип кузова автодома

Есть 5 типов кузова, обладающие различными планировками:

  1. Альковный дом – с надстройкой над кабиной (альков), где располагается дополнительное спальное место;
  2. Интегрированный – автодом с индивидуальном кузовом, построенным на шасси серийного производства;
  3. Полуинтегрированный дом – построенный на серийном шасси с серийной кабиной, без алькова;
  4. Микроавтобус – компактный автодом внутри обычного фургона;
  5. Модульная – жилая надстройка для пикапа.

Более подробная классификация видов автодомов в нашем специальном материале — "Типы домов на колесах. Разбираемся в терминологии".

Перечисленные кузова отличаются не только внешним видом, но и стоимостью размещения на одного человека. Альковный автодом – самый дешевый, после чего идет жилой микроавтобус, а затем – полуинтегрированный дом. Интегрированные дома – наиболее дорогие в этом плане.

Чаще всего встречаются альковные дома на 6 и 7 мест – как с гаражом, так и без него. В микроавтобусе могут разместиться 2 человека. Интегрированные дома рассчитаны на 2-4 человек, а полуинтегрированные – на 4.
По статистике, жилые микроавтобусы и полуинтегрированные дома – самые востребованные среди покупателей.

Производитель шасси

К наиболее популярному производителю по соотношению качества и стоимости относится итальянский концерн Fiat. Его главный конкурент – Ford.

Многие присматриваются к варианту приобретения дома на шасси Mercedes, однако он отличается повышенной стоимостью и отсутствием ассортимента. Обычно компании применяют его для производства дорогостоящих домов на колесах.

Мощность двигателя

Обычно мощность двигателя – 120-130 л/с, причем производитель непринципиален. Fiat выпускает 3-литровые двигатели, которые можно внедрить в любой автодом. Если дом на колесах весит до 3,5 тонн, то 3-литровый двигатель сможет разогнать его до 170 км/час без проблем. В одном эксперименте полуинтегрированный автодом смогли разогнать до 196 км/час, однако на практике так торопиться не следует, особенно если вы путешествуете с семьей.

Новый дом на колесах vs. с пробегом: что лучше?

Достоинство нового дома – качество, недостаток – цена. Со старым домом ситуация противоположная: могут возникнуть проблемы с нефункционирующими печками, гнилью. В то же время в среднем их стоимость приблизительно на 20% меньше новых домов, а количество опций такое же. В связи с этим каждый выбирает исходя из своих финансовых возможностей и предпочтений.

Планировка автодома

Необходимо продумать планировку спальни и кухни. Возможные схемы планировок выложены на этой странице. Планировки кухни следующие:

  1. Схема А предполагает поворачивающиеся передние сиденья и диван. Ее используют в компактных микроавтобусах;
  2. Схема B предполагает перенесение кровати-трансформера в спальню. Столовая располагается в задней части, кабина водителя отделяется от жилого помещения;
  3. Схема C – наличие столовой на 4 человек, которая начинается сразу за кабиной водителя;
  4. Схема D предполагает перенесение мойки, холодильника и плиты в заднюю часть автодома. Есть обзор в обе стороны. Столовая на 4 человек, есть боковой диван;
  5. Схема E рассчитана сразу на 6 человек, есть два стола. Она применяется в альковных автодомах;
  6. Схема F предполагает некрупный боковой диван и компактный стол. Но ночевать с такой планировкой удобно не всегда;
  7. Схема G – это половина столовой и поворачивающиеся сиденья в кабине водителя. Стол не трансформируется;
  8. Схема H оптимальна для автодома на 2 человек. Напротив друг друга располагаются продольные сиденья кухни;
  9. Схема I предполагает много свободного места, что делает размещение еще комфортнее. Есть продольный и L-образный диван, а также вращающиеся водительское и пассажирские кресла.

Способы обустроить спальное пространство внутри автодома следующие:

  1. С диваном-кроватью;
  2. С санузлом поперек задней части салона, нередко – с душевой кабинкой;
  3. С санузлом и кухней в задней части салона;
  4. С крупной круговой кухней-спальней в задней части дома;
  5. С продольной 2-ярусной кроватью дома на 6-7 человек (нижнюю кровать можно приподнимать для хранения багажа);
  6. Кровать поперед задней части дома (1-2 ярусная), под которой – место для хранения предметов;
  7. Дом гаражного типа: 2-спальная кровать располагается над полом, и под ней есть свободное пространство для хранения багажа;
  8. Санузел располагается рядом с кроватью, планировка оптимальна в полуинтегрированных домах;
  9. С раздельными продольными кроватями.

Багажные отделения

Отделения для хранения багажа и других грузов, необходимых вам в путешествии, делятся на три типа:

  1. Полноразмерные – с загрузкой до 150 кг, размещается под крупной 2-спальной кроватью сзади дома (не получится размещать тяжелые мотоциклы);
  2. Универсальные – есть при приподнятой нижней полке 2-ярусной кровати поперек в конце салона;
  3. Псевдогараж – есть при поднятой нижней полке 2-ярусной кровати вдоль боковой стены сзади салона, используется для габаритных не тяжелых предметов (не получится размещать велосипеды).

Количество кондиционеров

В автодоме, как правило, можно установить кондиционеры двух типов:

  1. Штатный, функционирующий от двигателя;
  2. Работающий от наружного источника питания в 220 V, функционирует при стоянке авто и размещается в жилой зоне (под диваном на кухне или вместо люка на крыше).

Напольный и накрышный кондиционеры стоят одинаково. Многие предпочитают именно напольные варианты. Накрышные кондиционеры для автодомов существуют разной производительности, при выборе, следует учитывать объём автодома.

Маркиза

Маркиза для автодома – вещь необходимая. Палатки-веранды и пристяжные маркизы способны укрыть как от палящего солнца, так и от дождя, снега, падающих листьев. При продолжительной стоянке маркиза быстро расширит жилое пространство автодома.

Маркизы устанавливаются на боковой стороне кузова автодома. В жилом помещении они свободное пространство не съедают. В собранном состоянии маркиза приобретает аэродинамическую форму, что не препятствует движению транспорта.

Автодом с маркизой

Автодом с маркизой

Система обогрева

В автодомах существуют разные обогревательные системы – водяное или воздушное отопление (системы обогрева на жидком топливе почти не встречается).

Вопросы о том, какой будет двигатель с какой мощностью, ходовой частью и резиной часто ставят владельцев автодомов в тупик. Многие желают путешествовать в автодоме и в летние, и в зимние месяцы. Обычно в летний период нагреватель не требуется, однако при температуре минус 15 без него уже не обойтись.

К самому популярному варианту относится воздушный обогрев. Его используют и в маленьких автодомах, и в среднекалиберных. К его преимуществам относятся следующие:

  • быстрый нагрев салона авто, по сравнению с водяным;
  • простая эксплуатация: в первые 10 лет после установки системы не нужно проводить капитальный ремонт, обращаясь в специализированные сервисы.

Недостатки воздушного обогрева следующие:

  • сначала рядом с нагревателем сосредотачивается большое количество тепла, которое только спустя время передается по шлангам;
  • высокий расход газа;
  • увеличить температуру в салоне удастся только в том случае, если сменить обогреватель на модель с более высокой мощностью.

Плюсы у водяного обогрева:

  • равномерное обогревание салона, пусть и медленное, по сравнению с воздушным обогревом;
  • меньший расход газа;
  • наличие присоединенного теплообменника (батареи), что позволяет повысить в салоне температуру.

Недостаток водяного обогрева – необходимость каждые 2-3 года обновлять системную жидкость. Сделать это самостоятельно не получится – потребуется обращаться к специалистам, оплачивая их услуги.

Если в доме действует воздушное отопление салона, то необходимо правильно подобрать печку для него. Обычно производитель самостоятельно проводит расчеты мощности газового воздушного отопления, принимая в учет объем автодома. При выборе печки необходимо учитывать конструкцию модели автодома (с двойным или ординарным полом, площадь лобового стекла). Штатного обогревателя недостаточно. В этом случае при оформлении спецификации вспомогательных опций провести замену.

Ознакомиться с принципом работы популярных систем отопления Truma можно на видео по этим ссылкам: Trumatic E1800, Trumatic C6000, Truma S3002.

Пол: двойной vs. ординарный

Если автодом будет использоваться часто, то рекомендуется установить двойной пол. К преимуществам такого решения относятся следующие:

  • несильное промерзание пола и бака с грязной водой;
  • появление дополнительного свободного пространства между полами, куда можно поместить вещи на хранение;
  • при двойном поле достаточно установить штатную воздушную систему отопления, не монтируя водяную.

В то же время расход топлива при двойных полах повышается и составляет 14-15 л по сравнению с 12-13 л с ординарным полом.

Бак выработанной воды: подогреваемый или нет?

Оптимально, если есть опция подогрева бака. Если условия использования автодома поменялись, можно монтировать нагревательный элемент у дилерской компании. Так, если подогрев отсутствует, то зимой придется перемещаться с открытым клапаном. Перед водными гигиеническими процедурами его закрывают, после чего едут в срочном порядке сливать. Штатный обогрев обладает мощностью до минус 7 градусов.

Объем холодильника

К сожалению, технические возможности не всегда позволяют установить крупные холодильники, особенно с отдельными морозильниками. Рекомендуется при приобретении автдома ознакомиться с емкостью стандартной комплектации устройства, рассмотреть возможность по его дальнейшей замене на более объемную модель или приобретения переносного холодильника.

Поскольку холодильники в автодомах функционируют в 3 режимах (от газа, от 12 V в процессе передвижения, от 220 V на стоянках в кемпингах), то повышение емкости увеличит и затраты энергии. Особенно энергозатратными оказываются зимние месяцы, когда дополнительно необходимо обогревать жилой салон.

Переносной холодильник Dometic CFX3

Переносной холодильник Dometic CFX3

Производитель

Есть множество производителей автодомов. Рекомендуется выполнить следующие действия:

  1. Выбрать схему рассадки;
  2. Определиться с типом кузова;
  3. Составить список производителей, чья продукция соответствует вашему свободному бюджету;
  4. Отобрать варианты и изучить их интерьер;
  5. Ознакомиться с внешним дизайном дома;
  6. Оформить заказ в дилерской компании.

"B" или "C"?

Крупные автодома имеют категорию "C", и вес – более 3,5 тонн. На такие транспортные средства распространяются ограничения, касающиеся парковки, скорости, проезда по городским улицам, обгона.

Если на выбор есть среднегабаритный альковный автодом на 6 туристов категории "B" и такой же, однако с двойным полом и большим весом категории "C", рекомендуется выбрать первый вариант. Проезд на улицах больших городов контролируют, в то время как взвешивание домов почти не проводят.

Крупный интегрированный автодом будет иметь категорию только "C".

Особенности и нюансы

  1. Емкость баков с чистой водой составляет 80-300 л, что зависит от модели дома. Обычно емкость баков – от 100 до 120 л.
  2. Новые модели автодомов подразумевают беспрерывное обеспечение горячей водой. В микроавтобусах душ подразумевается не всегда, однако у остальных вариантов автодомов он есть.
  3. При нежелании покупать автодом можно его арендовать. Также есть возможность дополнительно взять в аренду все необходимое наподобие постельного белья, посуды. В арендную стоимость входят наполненный бак воды, емкости для туалета и стоков, газовые баллоны и бензобак.

Дальше тоже интересно

Вы ещё не читали? Тогда предлагаем полистать популярные материалы из журнала RV Land
Места

Гостиничный комплекс "Ярославна": Романтика старинной русской деревушки

3 минуты на чтение 2 074 просмотра
Эко-отель с неповторимым сочетанием первозданной природы, современного комфорта и русского колорита.
Места

Терем Птицы счастья — кемпинг с белорусским колоритом

3 минуты на чтение 5 908 просмотров
Любителям неповторимой русской культуры, путешествующим в автодоме или в кемпере, стоит посетить уникальный придорожный комплекс Терем «Птицы счастья».
Техника

Когда что-то пошло не так. Странные самодельные автодома

3 минуты на чтение 3 813 просмотров
Восемь самодельных автодомов, чей внешний вид сильно проигрывает техническим характеристикам и оснащению.
Советы

Безопасность у костра: простые правила, спасающие жизнь

2 минуты на чтение 1 170 просмотров
Костры являются незаменимой частью караванинга. Соблюдение этих нехитрых правил в отношении пожарной безопасности поможет сохранить лес и имущество других караванеров.
Советы

7 советов по покупке подержанного дома на колесах

6 минут на чтение 278 просмотров
Хотите присоединиться к образу жизни караванеров, но не располагаете финансами, чтобы купить новый транспорт? Расскажем, как купить подержанную технику и не обжечься.
Места

Блинная гора (Сергиев Посад) – идеальное место для кемпинга

3 минуты на чтение 3 342 просмотра
Блинная гора располагается в самом сердце Сергиевого Посада. Это исторический центр, который завораживает красотой природы и историческими достопримечательностями.
Техника

Из Австралии с любовью. Английские караваны Bailey, которые собирают на зелёном континенте

1 минута на чтение 1 097 просмотров
Британский завод Bailey, один из старейших караванерских брендов в Европе и Великобритании (существует с 1948 г), открыл несколько лет назад локальную сборку караванов в Мельбурне, Австралия.
Техника

Типы домов на колесах. Разбираемся в терминологии

3 минуты на чтение 3 962 просмотра
Кемпервен, альковный автодом, жилой модуль, кастенваген и другие. Расскажем чем всё это отличается и как не запутаться в названиях.
Советы

Как открыть кемпинг. Гид по развивающейся отрасли автотуризма

11 минут на чтение 7 160 просмотров
Развитие караванинга невозможно без появления на карте России новых кемпингов. Советы для тех, кто планирует открытие кемпинга для автодомов или только задумывается об этом виде бизнеса.
Техника

Сезон охоты: 5 автодомов, кемперов и модулей для охотников

3 минуты на чтение 7 098 просмотров
Заядлые охотники всё чаще предпочитают комфортные автодома вместо традиционных палаток. Мы собрали пять моделей на любой бюджет, которые идеально подходят для охоты.
Места

У Лукоморья дуб зеленый. Атмосферный кемпинг в Карелии

3 минуты на чтение 5 768 просмотров
База отдыха с поэтическим названием соответствует канонам классического кемпинга со всеми удобствами для комфортного отдыха вдали от города.
Личный опыт

Караванинг в стране трейлер-парков. Отправляемся на автодоме по штатам

17 минут на чтение 6 290 просмотров
Путешествие по США в доме на колёсах. От особенностей автотуризма в стране и советов по созданию маршрута, до рекомендаций по выбору автодома для аренды и цен на различные услуги.
Продолжая использовать сайт RV Land вы соглашаетесь с использованием файлов cookies, политикой обработки персональных данных и принимаете договор-оферту сайта.
Понятно