Мобильность — характерная черта современного общества. Если хочешь идти, а не ползти в ногу со временем, ты должен постоянно быть в движении, ведь движение — это жизнь, это залог успеха. Однако даже на отдыхе, вместо того чтобы «затормозить» и расслабиться, мы ускоряемся.
Планируя свой отпуск, мы стремимся объять необъятное. Мы хотим побывать везде, посетить как можно больше стран и городов, поэтому нам так сложно выбрать маршрут для отдыха. Ещё сложнее остановиться в одном конкретном городе или курорте и провести там весь свой отпуск — ведь хочется посмотреть всю страну, по мере возможности изучить и понять её культуру, где-то задержаться, а мимо чего-то промчаться, не оглядываясь.
Мы ценим свободу в любых её проявлениях. Мы не хотим быть ограничены категориями пространства и времени, и если уж мы научились пренебрегать законами природы, почему нас должно останавливать отсутствие мест в гостинице или невозможность остаться на ночь в понравившемся месте?
Мы не хотим зависеть от размера багажа, нам хочется уместить в «нерезиновый» чемодан массу мелочей, которые так украшают жизнь. Помимо всего прочего, мы ценим комфорт и, отдыхая, хотим засыпать в своей кровати, а просыпаясь — находить тапочки на привычном месте. Можно избавиться от всех этих неприятностей и остаться дома, но люди с активной жизненной позицией не сдаются и путешествуют, не выходя из собственного дома — они отдыхают в домах на колёсах.
Движимая недвижимость
В принципе, любой автомобиль можно назвать домом на колёсах. Но в этой статье мы расскажем об автодомах и прицепах, в которых есть всё необходимое для обустройства полноценного быта.
Путешествуя в таком доме, можно приготовить вкусный обед — есть кухонный блок с холодильником и газовой плитой; можно не беспокоиться о ночлеге — во всех автодомах и прицепах предусмотрено несколько спальных мест; ванну, конечно, принять нельзя, зато есть душ с горячей водой и, естественно, туалет. И самое главное — отправляясь в путешествие, можно не задумываясь брать с собой все необходимые вещи, так как размер багажа практически не ограничен — и в автодомах, и в прицепах есть шкафчики для одежды, полочки для косметики, а в специальном грузовом отсеке можно разместить велосипед или доску для сёрфинга.
В США и Европе караванинг и автотуризм составляют серьёзную конкуренцию обычному выездному туризму, так как каждая четвёртая семья проводит отпуск «на колёсах». Этому есть простое объяснение. Во-первых, такое путешествие становится более содержательным и насыщенным, так как нет необходимости учитывать распорядок жизни того или иного городка, не нужно терять время, ожидая открытия гостиницы и ресторана. Во-вторых, не приходится совершать лишние телодвижения и по десять раз собирать вещи, переезжая с одного места на другое. К тому же, когда чересчур энергичные члены семьи активно отдыхают, пытаясь поймать «вот такую щуку», любители домашнего тепла и уюта могут спокойно смотреть телевизор, играть в шашки и кушать пончики. И, в-третьих, даже если вы едете не на своём доме на колёсах, а берёте его в аренду, такое путешествие обходится как минимум в два раза дешевле. Вы экономите не только на проживании в гостинице, но и на питании, отправляясь в ресторан или кафе тогда, когда вам этого хочется, а не потому, что у вас нет выбора. Караванинг — идеальный вид отдыха для экстремалов, лентяев и жадин.
Эволюция самодельных прицепов
Свобода, комфорт и экономия — вот почему почти сто лет назад Европа и Америка выбрали отдых на колёсах. Когда в начале XX века Генри Форд создал поточное производство и сделал автомобиль доступным даже заводскому рабочему, он и не предполагал, что автомобильный бум послужит толчком для развития совершенно нового вида туризма. Тем не менее, к концу Первой мировой войны, нагрузив свои машины обычными тентовыми палатками, тысячи американцев отправились колесить по стране. Как известно, лень — двигатель прогресса, и в один прекрасный день кому-то из них просто надоело собирать и разбирать палатку на каждой стоянке.
Прототипом современного дома на колёсах стали собранные вручную деревянные домики-прицепы, которые во время путешествия крепились к автомобилю, а в остальное время в них хранили домашнюю утварь. В 20-е годы появились первые сообщества владельцев домов на колёсах, которые разъезжали по Америке на своих автомобилях с прицепами ещё до появления трансконтинентальных дорог. Примерно в это же время возникла необходимость в специально оборудованных стоянках для подобных путешественников — кемпингах.
В 1930-х годах дома на колёсах уже представляли собой полноценное и достаточно удобное жилое помещение. В таких прицепах можно было не только путешествовать, но и жить — во времена Великой депрессии миллионы безработных американцев, потеряв всё нажитое, колесили по стране в поисках заработка, таская за автомобилем свой жилой прицеп. По статистике того времени, около шести миллионов сезонных рабочих жили в таких прицепах. С тех пор мобильное жильё стало одним из характерных явлений американской действительности — до сих пор многие семьи в США живут в прицепах постоянно.
С развитием автомобильной промышленности, в середине 60-х годов спрос на дома на колёсах значительно вырос. Это связано с появлением нового способа «домостроения» и нового вида дома на колёсах — не прицепного типа, а самоходного — дома на колёсах со своим двигателем, который мы называем «автодом». На шасси известных производителей устанавливается кузов с соответствующим внутренним содержанием: душем, туалетом, холодильником, плитой, кроватью — это стандартный набор любого автодома.
В настоящее время европейский и американский рынок автодомов и прицепов представлен весьма широко. Каким будет ваш дом на колёсах, какая техника в нём будет стоять, какими будут цвет мебели и внутренний дизайн, нужен ли вам в дороге телевизор, DVD и спутниковая антенна — решать только вам. Не менее развит и рынок внешних аксессуаров. И к автодому, и к прицепу можно прикрепить навесной тент (маркизу), установить велосипедные подвески, поставить на крышу машины дополнительные багажники для перевозки байдарок или досок для сёрфинга — перечень аксессуаров насчитывает более тысячи позиций.
Путешествие в доме на колёсах — это не только популярный вид туризма, это целая культура. Кемпинги, как и гостиницы, делятся на категории. В одних есть электричество и канализация, в других вы всего лишь сможете поставить свой «домик» на ночь. Некоторые кемпинги занимают огромные площади, тянутся в длину и ширину на несколько километров и представляют собой маленькие города со своими ресторанами, магазинами, бассейнами, дискотеками, развлекательными программами, теннисными кортами и полями для гольфа.
Будущее караванинга в России
В СССР своеобразные «кемпинги» появились в начале 70-х годов и представляли собой не что иное, как дачные садоводства. Горожане, получив по шесть соток, каждые выходные имели возможность наслаждаться не только ударным трудом в огороде, но и свежим воздухом. Но проводить лето из года в год в одном и том же месте — несколько скучновато, поэтому немалое количество любителей активного отдыха отправлялись на своих авто в Прибалтику, Крым или на Кавказ, останавливались у моря, в лесу или в любом другом понравившемся месте и разбивали лагерь.
Этот вид отдыха был достаточно популярен, и неудивительно, что советская промышленность ответила на эту туристическую тенденцию выпуском прицепа «Скиф» с раскладным тентом-палаткой. Однако палатка по уровню комфорта несопоставима с настоящим домиком. Позднее у людей появилась возможность выезжать за границу, и, наверное, именно поэтому такой вид отдыха постепенно сошёл на нет.
Так или иначе, испытав все чудеса оседлого отдыха на дачах и курортах, мы по закону круговорота вещей в природе возвращаемся к «дикому» отдыху — но теперь уже на новом уровне, в условиях повышенной комфортности.
В современной России количество людей, постоянно путешествующих в домах на колёсах, пока очень мало, и культура такого отдыха и его инфраструктура не сформированы. Конечно же, в нашей стране легко можно найти заброшенные или недостроенные туристические стоянки, но, к сожалению, кемпингами их назвать нельзя. К счастью, интерес к отрасли растёт, и рано или поздно и у нас появятся полноценные кемпинги европейского образца.
Помимо всего прочего, строительство кемпингов, как и покупка мобильного дома, является выгодным вложением денег. Автодом можно использовать в качестве мобильного офиса и, не теряя времени в пробках, работать, перемещаясь из одного конца города в другой. Такое использование автодома уже практикуется крупными московскими компаниями. Бизнесмен прилетает в аэропорт и, следуя к месту переговоров, имеет возможность принять душ, переодеться и позавтракать, не заезжая в отель, тем самым сберегая драгоценное время.
Дельцы, чей бизнес связан с добычей полезных ископаемых или другими удалёнными от населённых пунктов объектами, также не обходятся без автодомов. В США и Европе практически у любой звезды кино, музыки или спорта есть свой автодом для гастролей внутри страны.
Применений у дома на колёсах может быть множество, но основная цель всегда одна — облегчать быт человека, делая путешествие комфортным, лёгким и удобным.
Текст Наталья Червякова
Фото Андрей Лешин
© Автокемпер 2006
Это материал из журнала «Автокемпер», который выпускался с 2006-го по 2009-ый годы. В рамках ностальгического спецпроекта RV Land Вспоминаем журнал «Автокемпер» мы публикуем лучшие материалы из легендарного журнала «Автокемпер» и рассказываем удивительную историю этого издания.